из ИСТОРИи
ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Воздухоплавание — теория и практика передвижения по воздуху на аппаратах легче воздуха — тема, издревле будоражившая фантазию людей.

Мифы и легенды, описание дерзких попыток «летать как птицы», первые чертежи летательных аппаратов — всё это сохранилось не только в памяти человечества, но и в книгах, брошюрах, журналах.

Предлагаем совершить путешествие по страницам печатных изданий из фонда Научной библиотеки Томского государственного университета. По ним можно проследить, как фантазия превращалась в реальность, а мечты — в науку.
«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ»
Основы научного проектирования летательных аппаратов были открыты в Средние века. В своей книге 1250 года «De mirabili potestate artis et naturae» («Тайны искусства и природы») английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец Роджер Бэкон (1214—1292) предсказал будущие конструкции воздушного шара, наполненного эфиром, — так в то время называли таинственное «небесное вещество», наполняющее мировое пространство.

В XV веке первые эскизы рационального летательного аппарата создал известный художник Леонардо да Винчи (1452—1519), известный также как талантливый изобретатель, скульптор и яркий пример «универсального человека» («человека эпохи Возрождения»).
Он много лет изучал полет птиц и анализировал его, предвосхитив многие принципы аэродинамики. Да Винчи верил, что, поняв, как летают птицы, он сможет разработать машины, позволяющие летать и людям.

Леонардо создал множество эскизов и проектов летательных аппаратов по типу дельтаплана, а также вертолетоподобного устройства, которое назвал «воздушным винтом». Его рисунки сохранились до наших дней, а изложенные в них принципы считаются пригодными для строительства судов, способных летать.

Однако работы Леонардо Да Винчи оставались неизвестными вплоть до 1797 года и поэтому не оказывали влияния на развитие воздухоплавания в те времена.
Эксперименты Галилео Галилея (1564—1642) в XVII веке доказали, что воздух имеет вес, а значит, для полетов необходимы более легкие материалы. С этого открытия началась современная эра полета, которую принято называть эпохой «легче воздуха».

Переломным для воздухоплавания стал 1783 год — параллельно сразу несколько ученых и изобретателей смогли запустить в небо функционирующие летательные аппараты (воздушные шары монгольфьер и шарльер, названные в честь своих создателей).
5 июня: Первый публичный опыт братьев Монгольфье по запуску воздушного шара.
19 сентября: Беспилотный воздушный шар братьев Монгольфье поднял в воздух помещенных в корзину овцу, утку и курицу.
21 ноября: Монгольфье запустили первый воздушный шар свободного полета с пассажирами-людьми. Пилар де Розье вместе с маркизом Франсуа д'Арландом пролетели 8 км на воздушном шаре, питаемом дровами.
27 августа: профессор Жак Шарль и братья Роберт запустили беспилотный воздушный шар, наполненный водородом.
1 декабря: Жак Шарль и Николя-Луи Робер запустили пилотируемый водородный шар из сада Тюильри в Париже. Они поднялись на высоту около 1800 футов (550 м) и приземлились на закате в Несль-ла-Валле после 2 часов 5 минут полета, преодолев 35 км.
«Монгольфьер»
«Шарльер»
1783 год
Новости об успешном запуске первых моделей воздушного шара не обошли стороной и Российскую империю.

Посол России во Франции граф Баратынский рассказал об изобретении братьев Монгольфье императрице Екатерине II. Русское общество с интересом восприняло это открытие. Однако в одном из полетов над Парижем произошло возгорание шара. И хотя пострадавших не было, Екатерина II издала весной 1784 года указ о временном запрещении полетов воздушных шаров.

Кому как не «бунтовщику хуже Пугачева» было суждено нарушить этот указ! Александр Николаевич Радищев (1749—1802) по пути в свою сибирскую ссылку вынужден был сделать остановку в Томске, где он познакомился с комендантом города, бригадиром русской службы Томасом Томасовичем де Вильнёвым. И вот в начале августа 1791 года при его прямом содействии А.Н. Радищев запустил с Воскресенской горы первый в Сибири воздушный шар – запрещённый монгольфьер.

Воздушный шар стал настоящей сенсацией, и вскоре началась настоящая воздухоплавательная лихорадка.
Издания о важнейших событиях в истории воздухоплавания:
Вдохновившись идеей воздушного шара, французский математик Шарль Меньё (1754—1793) разработал свой уникальный проект воздушного судна. По конструкции аппарат был идентичен воздушному шару, но имел форму эллипсоида. Именно Шарль Меньё считается «отцом» дирижаблей.

Изобретение дирижаблей решило проблему с воздушными шарами. В отличие от почти неуправляемых (особенно в длительных полетах) воздушных шаров дирижабли использовали для подъема водород или газообразный гелий и имели возможность перевозить пассажиров на большие расстояния.

Дирижабли использовались во время Первой мировой войны для бомбардировок и разведывательных миссий, но из-за габаритов они были слишком заметной целью, и постепенно масштабы их эксплуатации сократились. После окончания войны дирижабли продолжили развиваться как мирный транспорт. К 1929 году начались трансатлантические рейсы. В том же году известнейший «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие. На тот момент дирижабли значительно превосходили самолеты по степени комфорта; однако авиация стремительно развивалась, а в истории воздушных гигантов случился ряд резонансных катастроф.



«ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОСТРАНСТВО И ПРОСТОР»
Видеохроника крушения цеппелина «Гинденбург» с аудиозаписью радиоведущего Герберта Моррисона, следившего за прибытием дирижабля и сообщившего о трагедии в прямом эфире

Крушение дирижабля «Гинденбург» — это одна из крупнейших авиационных катастроф XX века. На момент своего строительства «Гинденбург» был самым большим в мире воздухоплавательным аппаратом. В 1937 году при совершении посадки после успешного пересечения Атлантического океана дирижабль внезапно загорелся и рухнул на землю, сгорев дотла за 34 секунды.
Первые полосы огромного количества изданий ещё долго были посвящены крушению дирижабля: The San Diego Union, The New York Times (и многих других).
Фатальная катастрофа в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси, в 1937 году ознаменовала конец эры дирижаблей.
Молниеносно растиражированная в СМИ гибель корабля привела к резкому оттоку пассажиров. Мало кто хотел теперь путешествовать столь дорогим и при этом небезопасным видом транспорта. Даже Германия, являвшаяся одним из мировых лидеров в сфере дирижаблестроения, запретила пассажирские полёты на дирижаблях. Освещение трагедии «Гинденбурга» привело к полному сворачиванию работ по водородным дирижаблям практически во всем мире.

На дальнейшее развитие аэрокосмической техники значительное влияние оказали публикации в популярных журналах, освещающие значимые события в этой области, а также появление специализированных периодических изданий.
К началу ХХ века благодаря исследованиям в области аэродинамики и экспериментам с типами моторов впервые стал возможен управляемый полет летательного аппарата с двигателем. «Флайер-1» братьев Уилбера и Орвилла Райт с поршневым двигателем продержался 12 секунд в воздухе на уровне трёх метров от земли. Современный самолет с его характерным хвостовым оперением был создан к 1909 году, и с тех пор его история тесно связана с разработкой все более и более мощных двигателей.

Воздухоплавание сменила авиация – теория и практика перемещения в воздухе с помощью летательных аппаратов, которые тяжелее воздуха.

После Второй мировой войны летательные аппараты принципа «легче воздуха», так называемые воздушные лодки, были полностью заменены наземными самолетами, а новый чрезвычайно мощный реактивный двигатель произвел революцию в области воздушных путешествий.


«НАМ РАЗУМ ДАЛ СТАЛЬНЫЕ РУКИ-КРЫЛЬЯ,
А ВМЕСТО СЕРДЦА – ПЛАМЕННЫЙ МОТОР»
Среди изданий, посвященных воздухоплаванию, особый интерес представляют практические руководства и атласы чертежей и моделей летательных аппаратов.

Они посвящены вопросам создания и эксплуатации собственного воздушного шара и обычно охватывают основы аэродинамики, материаловедения и инженерии. Здесь можно найти подробные инструкции и иллюстрации, которые помогут понять физику полета на воздушном шаре и узнать, как самостоятельно создать функциональный летательный аппарат принципа «легче воздуха».
Атласы отличаются высоким уровнем детализации рисунков. Чертежи представляют не только внешний вид модели, но и внутренние компоненты — двигатели и системы управления.

Многие из этих рисунков датируются несколькими десятилетиями или даже веками. Они позволяют заглянуть в историю авиации, представить, как совершенствовались летающие модели с течением времени, помогают лучше осознать особенности технологического прогресса.
Даже сегодня, когда самолеты стали обычным воздушным транспортом, очарование небесными путешествиями не исчезло. Люди, вдохновленные парением птиц, все так же мечтают летать и изобретают все новые способы для этого. Издания о воздухоплавании – от подробных технических руководств до увлекательных рассказов об истории покорения воздушной стихии – являются кладезем информации для всех, кто «болен небом».
Выставка подготовлена коллективом сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета:

Подбор материала, текст — Шиховцева Анна Алексеевна, Щербинина Александра Андреевна, Березовская Анастасия Александровна
Дизайн, верстка — Щербинина Александра Андреевна
Редактирование — Алексеева Мария Ивановна
Оцифровка документов — Шилова Марина Александровна

20 сентября 2023
Так выглядел первый монгольфьер свободного полета, запущенный 21 ноября 1783 года, с людьми на борту.
Если вас интересует поиск историй в архивах, то Научная библиотека ТГУ может предложить вам бесплатный учебный курс от специалистов отдела рукописей и книжных памятников об отдельных группах исторических источников и методах работы с ними: «Как искать источники? Как искать истории?»