виртуальная выставка
Лунный циркъ Фламмарiона
Какое сходство можно выделить в жизни в XXI и XIX веках? И тогда, и сейчас стремительное развитие техники, рост объёмов информации привёл к всплеску интереса к науке. Но как сохранить этот интерес, не убить сухим языком и термионологией? На помощь приходит жанр научно-популярной литературы.

В XIX веке настоящей звездой этого жанра стал любитель-астроном и исследователь, за которым закрепилась слава человека, популяризировавшего популяризаторство. Его подход к написанию своих трудов навсегда изменил научпоп. Этого человека звали Николя Камиль Фламмарион.
Тяга к звёздам
Николя Камиль Фламмарион (фр. Camille Nicolas Flammarion, 26 февраля 1842 — 3 июня 1925) родился в век научно-технического прогресса. Мир тогда стремительно менялся прямо на глазах. Отодвинуты были прежние горизонты познания. В повседневную жизнь начинали входить такие новшества, как железные дороги, электричество, телеграфное и телефонное сообщение и многое другое.

Настоящий прорыв случился в астрофизике. В 1802 г. изобрели спектроскоп, в 1839 г. — дагеротипы, с помощью которых получили первые фотографии Солнца и Луны, звезды Веги. По всей Европе увеличивается количество обсерваторий, совершенствуется телескопическая техника. Активно печатаются научные труды по астрономии.
Преодоление излишней сложности
Уход из обсерватории не был самостоятельным решением Камиля. По всей видимости, его несколько тяготила трудная, но рутинная работа астронома-вычислителя. Вместо изучения небесных тел и их устройства, вместо поисков внеземной жизни, о которых он так грезил, приходилось вычислять с помощью таблиц координаты звезд.

Но куда выплеснуть неуёмную любознательность и энергию деятельного ума? И Фламмарион пишет труды по астрономии: сначала раскритикованное им самим “Воображаемое путешествие в лунные области: сообщение одного юного философа”, которое так и осталось рукописью. Затем, в 1861 г., — “Множественность обитаемых миров”. Через год, тиражом в 500 экземпляров, книга была опубликована издателем обсерватории.

Это был громкий дебют. Книга оказалась невероятно популярной. Среди оценивших её оказались критик и писатель Ш.О. Сент-Бёв и император Наполеон III. В. Гюго, уже снискавший определённую литературную славу и находившийся в то время в изгнании, после прочтения написал личное письмо молодому автору.
Секрет подобного успеха объясняется просто. Читателей “Множественности обитаемых миров” заинтересовало не только глубокое содержание работы. Особый стиль изложения, больше присущий художественной литературе, нежели научной, оказался необычным для своего времени. Объёмный труд читался увлекательно и легко.

А вот что оказалось нелегко, так это объясниться с директором Парижской астрономической обсерватории, У. Леверье. Леверье, сочтя Фламмариона нарушившим субординацию, занявшимся не своим делом, не задумываясь уволил астронома-вычислителя.

Камиль Фламмарион нашёл новую работу и, в целом, никогда не жалел об этом увольнении. Ведь это дало ему большую свободу в работе, которую он решил применить для написания и издания своих трудов. С этого момента начинается история Николя Фламмариона как автора научно-популярной литературы по астрономии.

Астрономия для всех
Книга о жизни в Космосе разошлась так быстро, что стало подготавливаться второе издание. Фламмарион благодаря успеху получает предложения о сотрудничестве в газетах и журналах, читает лекции по астрономии в университете, ведёт переписку со своими читателями. Его произведения ждут, они отлично тиражируются и быстро раскупаются. Популяризация науки, донесение её до широких масс становится главным делом его жизни.

Однако следующие несколько лет своей жизни Фламмарион посвящает, в первую очередь, исследованиям: климатологии и метеорологии, вулканологии, и, конечно, астрономии.

Слава приходит к нему и за рубежом: работы Фламмариона начинают активно переводиться и издаваться, в том числе, в России. Остановимся на трех работах этого периода подробнее.
«Миры воображаемые и миры реальные»
В этой книге Фламмарион пишет не только о реально наблюдаемых явлениях, но и высказывает предположения о жизни на других планетах. И хотя такую точку зрения не все разделяли и в XIX веке, мы предлагаем оценить, в первую очередь, научные изыскания и живость языка. Приведём в пример популярное описание модели Солнечной системы:





«Поместим в середине ровной и просторной местности шар диаметром 100 сантиметров. Это – Солнце. Затем проведём из центра три окружности радиусами 40, 70 и 100 метров. Это орбиты Меркурия, Венеры и Земли. Следующий круг (диаметр 150 метров) для Марса. Меркурий представим в виде просяного зерна, Венеру – в виде горошинки, Землю – горошинки покрупнее, Марс – зёрнышком перца. Далее по орбите, диаметр которой равен 520 метрам, пусть катится крупный апельсин – Юпитер. Между зёрнышком перца и апельсином нанесём сотни близких друг к другу окружностей, по которым движутся крошечные песчинки. Здесь мир малых планет. Ещё дальше от Солнца поместим бильярдный шар – Сатурн. Далее следует Уран – это вишня. Окрестности солнечной семьи замыкает слива – Нептун. Итак, от зёрнышка проса и перца мы дошли до вишни, сливы, апельсина, бильярдного шара».
Эта книга – идеальный пример синтеза научных знаний и мечтаний о будущих открытиях, которыми жил Фламмарион и которыми он вдохновлял других.
«Атмосфера. Общепонятная метеорология»
Книга подарила автору вторую волну популярности. В ней приводится “полное описание воздушных явлений на земном шаре”. Фламмарион приводит в ней множество иллюстраций, в том числе цветных, а благодаря его навыкам художника и гравёра можно быть уверенным, что автор старался быть максимально близким к реалистичности.

Здесь описаны особенности воздухоплавания (сам Камиль с 1867 по 1880 гг. совершает для написания книги 12 полетов на воздушном шаре), значимость и сложности атмосферного влияния на полёт, метеорологические наблюдения о воздухе, его температуре, климатах, ветрах, облаках, ураганах, бурях, дождях, молнии, а также о других атмосферных явлениях. И, разумеется, о метеорах.

«Астрономия для дам»

Несмотря на название, в сегодняшнем мире ставящее неудобные вопросы, Фламмарион проводит чёткую грань: эта книга – не способ умалить способности дам к мышлению. «Разве мозг барышень не создан так же, как наш? Разве они стоят ниже нас? Разве для того, чтобы быть понятым ими, надо говорить с ними иным языком, а не тем, которым говорят с мужчинами?» – задаёт он риторические вопросы в начале книги. «Писать для неё специально значило бы унижать её».

Кое в чём автор, разумеется, слукавил: текст книги упрощён, по сравнению с другими его работами. Но связано это, скорее, с тем, что материал, который прежде Фламмарион излагал в многостраничных трудах, предполагалось уложить в 12 небольших лекций.

В этой книге можно познакомиться не только с азами астрономии, но и узнать о знаменитых женщинах-учёных, связавших с астрономией жизнь. Также здесь приводится посвящение госпоже Каварэ, женщине, которая впервые организовала во Франции астрономическое общество.

Вершина просветительской деятельности
В 1876 г. в жизни Фламмариона случается невероятное: Леверье, прежде выставивший его за дверь Парижской обсерватории, приглашает вернуться в научный штат и даже выражает сожаления по поводу случившегося между ними прежде. Камиль соглашается и теперь, получив доступ к наблюдению за звёздами, утраивает силы по подготовке статей и изданий (от монографий до брошюр). Но всё это время параллельно он работает над трудом, признанным вершиной его деятельности.

Первое издание “Популярной астрономии”, объёмом свыше 700 страниц и снабжённой прекрасными иллюстрациями, выходит в свет в 1879 г. К этому времени Фламмарион достаточно отточил навык научно-популярного письма. Успешно соединяя высокую художественность текста с доступными объяснениями научных явлений, он создаёт настоящий шедевр своего времени. По словам Фламмариона, книга была «написана для тех, кто привык отдавать себе отчет в окружающем и был бы рад без особого труда приобрести элементарные, но точные сведения об устройстве Вселенной».

“Популярная астрономия” принесла Фламмариону миллионы новых последователей. Только во Франции общий тираж всех изданий составил 130 тыс. экземпляров. Сегодня такое произведение называли бы не иначе как бестселлером. Труды Камиля были популярны и прежде, многие из них переиздавались, но только эта работа пережила такое количество: около 100 изданий. Парижская академия наук отметила её Монтионовской премией. Работа была переведена на все основные европейские языки.

Популярна она стала и в России. Первый перевод вышел в 1897 г. под названием «Живописная астрономия». Последующие переводы отказались от этой небольшой вольности и сохранили оригинальное название. Последнее русское издание вышло под редакцией и с дополнениями Б. А. Воронцова-Вельяминова (1941 г.).


Это издание вкупе с вышедшим вскоре “Звёздным небом и его чудесами” дало тысячам астрономов любителей руководство для самостоятельных наблюдений за небом: как в телескоп или бинокль, так и невооружённым глазом. Также оно помогло приблизить одно из заветных желаний Фламмариона: основать сообщество любителей астрономии.

Три мечты Николя Фламмариона
После успеха «Популярной астрономии» Фламмарион принимается за исполнение трёх своих самых главных жизненных целей. Формулировал он их так:
  • 1
    Создать Народную обсерваторию, доступную всем влюблённым в небо;
  • 2
    Учредить научный журнал со строгим отбором, в котором смогут публиковаться не только исследователи, имеющую научную степень, но и любители;
  • 3
    Объединить единомышленников-энтузиастов в одно сообщество.
Всё в жизни будто шло ему навстречу ради их осуществления.

В 1882 г. один из почитателей работ Фламмариона, открывший для себя в преклонном возрасте красоту звёздного неба, подарил своему герою виллу в городке Жювизи-сюр-Орж. На этой вилле Фламмарион оборудовал личную обсерваторию, вход в которую разрешался в определённые дни и любителям. Подлинно народную обсерваторию он смог только спустя 10 лет, практически на свои средства.

Обустроена она была на крыше старинного особняка, в котором располагалось Французское астрономическое общество. К сожалению, просущестовала она лишь до 1968 г.; на поддержание обсерватории требовался не только недюжинный энтузиазм, но и крупные денежные вложения. Позднее, по завещанию вдовы Фламмариона, в собственность Астрономического общества перешла личная обсерватория Фламмариона в Жювизи; «Небесная вилла», как её ещё называли.

В 1882 же году, сумев собрать достаточно подписчиков из числа преданных любителей астрономии, Камиль учреждает журнал L'Astronomie. Главная идея его состояла в тщательном отборе и публикации научных работ не только учёных со степенью, но и любого, страстно увлечённого звёздами. Поначалу издание журнала было нелегким предприятием и потребовало некоторой изобретательности. Первые два номера журнала были составлены из статей всего двух авторов, которые подписывали их различными псевдонимами! Это были сам Камиль и его ближайший друг и сотрудник Морис Фуше.

Наконец, 28 января 1887 г. было учреждено «Французское астрономическое общество». Создали его Фламмарион с двумя десятками своих единомышленников. Среди учредителей были: девять специалистов-астрономов, наблюдатели-любители, географы, метеорологи, физики и даже один сенатор. Общее число членов с каждым годом только росло: если к концу 1887 г. оно составляло 90 человек, то к 1975 г. насчитывало около 7 тыс.

К концу жизни Фламмариона общий список членов-учредителей Французского астрономического общества насчитывал 233 фамилии. Здесь были представлены почти все страны Европы и многие страны других континентов. Членами Французского астрономического общества, помимо многочисленных любителей астрономии из разных уголков России, стали многие известные российские астрономы-специалисты, в первую очередь С.П. Глазенап - президент Русского астрономического (профессионального) общества.
Этот невероятный подъём интереса к астрономии сказался не только на Франции. По всей Европе начинают формироваться свои астрономические общества. Уже в 1882 г. группа нижегородских любителей астрономии, вдохновленная книгами Фламмариона, создает первое в России объединение любителей астрономии - знаменитый впоследствии Нижегородский кружок любителей физики и астрономии.

Вслед за ним возникают Русское астрономическое общество (1890 г.), Московское общество любителей астрономии (1908 г.), Русское общество любителей мироведения (1909 г.), преемником которых в годы Советской власти стало Всесоюзное астрономо-геодезическое общество.
Наследие
Книги Фламмариона стали образцом научно-популярной литературы по астрономии ещё при его жизни. Пережив множество изданий, они вдохновили людей по всему миру на занятия астрономией. Множество его идей, плотно осев в головах людей, тиражировались впоследствии многие годы. Известно, например, что Лев Толстой был знаком с трудами Фламмариона. Особо ценил он, правда, философскую составляющую, находившую в нём самом отзыв.

Фламмарион, при всей своей научной и просветительской деятельности, глубоко верил в мистику и бессмертие (хоть и предпринимал попытки их научного обоснования). И в одном он был прав: несомненно, он обрёл бессмертие для потомков.
Его именем увековечен кратер (или же “циркъ”, от лат. circus – “круг”) на видимой стороне Луны. “Циркъ Фламмарiона” можно наблюдать и на Марсе, планете, которая более других планет интересовала этого астронома.
Кликните на карту, чтобы рассмотреть её поближе.
Он умер внезапно, от сердечного приступа. Но до последних своих дней Фламмарион продолжал работать во имя просвещения, оставив после себя множество незаконченных рукописей. Тем не менее, после себя он оставил искру энтузиазма, разгоревшегося в пламя. Ни астрономия, ни научно-популярная литература не стали бы такими, какими мы их сегодня знаем, если бы однажды Камиль Фламмарион не увлёк сотни людей наукой.

Лучшая его книга, «Популярная астрономия», завершается следующими словами:
Мы живём в такое время, когда всем заблуждениям первобытного неведения, всем ночным призракам, всем страшным сказкам, возникшим во времена младенчества человеческого рода, давно пора исчезнуть. Над пробудившимся человечеством уже блеснула заря восходящего солнца Истины, которое и само не замедлит показаться. Будем же бодрствовать, будем все смотреть на небо и изберём отныне своим общим девизом: «Вперёд под знаменем науки!».
Выставка подготовлена коллективом сотрудников Научной библиотеки ТГУ:
Березовская Анастасия Александровна
Ивановская Екатерина Сергеевна
Косова Екатерина Сергеевна
Щербинина Александра Андреевна