Цитата из лекции Некрасова
2-й выпуск Физико-Математического факультета 1914 г.
Профессора, преподаватели: Кузнецов, Некрасов, Молин, Шумилов и слушательниц председатель Об-ва вспомощ. Микулина-Иванова
Наука о красоте
история первых профессоров математики
в Томске
виртуальная выставка
История математического образования — это история энтузиазма и новаторства, соединяющая традиции классической математики с потребностями технической и инженерной подготовки. Владимир Леонидович Некрасов и Фёдор Эдуардович Молин сыграли ключевую роль в развитии математической школы в Томске. С их работами вы можете ознакомиться в рамках виртуальной выставки.
В XIX веке математическое образование в России переживало значительные перемены. Реформы Михаила Сперанского в начале столетия, создание Министерства народного просвещения и появление учебных округов заложили основу для новых образовательных подходов. В гимназиях вводились курсы алгебры, тригонометрии и геометрии, а университеты постепенно становились центрами математических исследований.

Томск стал одним из первых научных центров за Уралом благодаря открытию в конце XIX века двух высших учебных заведений: Томского технологического института (ныне Томский политехнический университет) и Томского государственного университета. Эти вузы не только сыграли ключевую роль в развитии образования и науки в Сибири, но и стали основой для формирования региональной математической школы. Появление математических дисциплин в учебных программах связано с деятельностью талантливых преподавателей, чья работа повлияла на становление науки и педагогики в регионе.

В XX веке математическое образование столкнулось с новыми вызовами. После революции 1917 года система образования была реформирована, а математика получила приоритетное значение как прикладная дисциплина для технических и инженерных профессий. Появились стандартизированные учебники, которые обеспечивали преемственность знаний между уровнями образования.
Владимир Леонидович Некрасов

Образование получил в Казани, сначала окончив с отличием Казанскую гимназию, и после нее он поступает на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета, который оканчивает со степенью кандидата математических наук в 1887 г., представив комиссии свою работу на тему «О второй вариации».

Свою преподавательскую карьеру он начинает в Казанской Мариинской женской гимназии, после чего работает в Казанском пехотном юнкерском училище и в Казанском Родионовском институте благородных девиц.

В 1895 г. после сдачи магистерских экзаменов и прочтения двух пробных лекций на физико-математическом факультете Казанского университета был зачислен приват-доцентом кафедры чистой математики. Читал курсы лекций по дифференциальному исчислению, теории пределов, вел практические занятия по аналитической геометрии и интегральному исчислению.

В мае 1900 г. Владимир Леонидович встретился с Ефимом Лукьяновичем Зубашевым и выразил свое желание перейти в Томский технологический институт. Тот предложил Владимиру Леонидовичу подать прошение на должность. В Томск Некрасов приехал в качестве преподавателя Технологического института и в течение первого полугодия и в начале второго преподавал на двух кафедрах, математики и механики, за трех профессоров.

Он же прочитал 9 октября 1900 г. первую лекцию на открытие Томского технологического института. Лекция была посвящена аналитической геометрии и положила начало не только преподаванию высшей математики в Томском технологическом институте, но и всему учебному процессу в высшей технической школе Сибири.

Е.Л. Зубашев подал представление в совет об избрании Некрасова и.о. экстраординарного профессора, и Владимир Леонидович получил назначение на кафедру 1 января 1901 г.
Дифференциальное исчисление : лекции / В. Л. Некрасов
Казань, 1896 г.
О второй вариации / В.Л. Некрасов
Казань, 1896 г.
Курс аналитической геометрии Ч. 1 / В. Л. Некрасов
Томск, 1905 г.
В институте была острая нужда в учебниках, поэтому 1901 г. В.Л. Некрасов начинает издавать свои лекции. Им были опубликованы курсы лекций по дифференциальному исчислению и теоретической механике аналитической геометрии, дифференциальному и интегральному исчислению для студентов.

Ссылаясь на отсутствие в Томске хорошей библиотеки, Некрасов просил отпустить его в командировку. И, хотя по началу, попечитель западносибирского округа не хотел давать на это разрешения, но все же Некрасов получается добро, и с 1 июня 1902 г. по 1 сентября 1903 г. отправляется в заграничную командировку, в том числе с целью подготовки магистерской диссертации. Итогом работы стала книга «Строение и мера линейных точечных областей».

Эта работа успешно защищена в качестве магистерской диссертации в 1908 году на Совете Московского университета. Эта была первая математическая диссертация, подготовленная в Сибири профессором Томского технологического института. В июне 1908 года В.Л. Некрасов был назначен, согласно избранию Советом ТТИ, и. д. ординарного профессора технологического института.
Некрасов провел большую организационную работу по постановке преподавания математики в институте, являлся сторонником фундаментальной математической подготовки студентов технического вуза и энергично отстаивал эту позицию.

15 февраля 1917 года в связи с 25-летием педагогической деятельности вышел на пенсию по должности ординарного профессора с правом работы в институте в качестве внештатного профессора.

В августе 1917 г. принят на кафедру аналитической геометрии физико-математического факультета ТГУ внештатным ординарным профессором для преподавания высшей математики (аналитическая геометрия). Выступил с первой лекцией «Начало математики в России и первые профессора математики». В январе 1919 г. Некрасов был избран деканом физико-математического факультета университета, много сил и энергии вложил в его становление.
!
Начало занятий в технологическом институте // Сибирская жизнь №219 (10 октября 1900 г.)
В понедельник, 9-го октября, по случаю начала занятий в технологическом институте, в здании его проф. богословия в местном университете от. Беликовым был торжественно отслужен водосвятный молебен при участии хор университетских певчих. За молебном присутствовали г. попечитель учебного округа г. Лаврентьев, г. директор института г. Зубашев и весь профессорский персонал вновь открывающегося института. Пред началом молебна от. Беликов обратился к студентам с речью, в которой, указывая им на то, что им придется быть первым выпуском студентов института, придется, поэтому, создавать ему репутацию — и традиции для будущих студентов, — он высказал горячее пожелание, чтоб они с успехом выполняли эти свои задачи и высоко несли знамя студенческой чести, — знамя, — на котором стоит имя Августейшего Покровителя института. После молебна все присутствовавшие отправились в одну из аудиторий, где г. попечитель учебного округа торжественно объявил институт открытым, и г. директор института обратился к будущим студентам со вступительной речью. В ней он выяснил студентам их будущие задачи в качестве инженеров. Указав на различие между простым рабочим, мастером и инженером, указав на то, что на долю последнего выпадает нелегкая задача руководить всети работами первых, г. Зубашев долго говорил о необходимости тщательной и теоретической, и практической подготовки студентов к их будущему поприщу, выясняя вместе с тем и план их занятий. На первых курсах института им будет дана возможность теоретической подготовки к деятельности инженера. Здесь им будет преложен курс физики, химии и механики, как наук, занимающихся изучением законов природы, изучение которых с целью утилизирования их — и составляет прямую задачу инженера; здесь же будет предложен им и курс математики, которая представляет лучший метод к исследованию в области опытных наук.
На последующих курсах студентам будет предоставлена возможность и практического ознакомления с приложением в технике законов природы, так как и самая теория без практики для инженера ничто.
Наконец, на последнем курсе института студенты познакомятся и с экономической стороной техники, так как всякая машина и всякое новое улучшение в технике только тогда может и быть проведено в жизнь, когда оно выгодно, и когда с ним сопряжена экономия существующих в производстве сил.
С целью практического же ознакомления студентов с применением техники в различных областях технического производства начальство института будет пользоваться, по словам г. директора, и их летними каникулами, отправляя их на соответственные работы.
Выяснив главным образом план занятий, г. директор обратил внимание студентов на то, что во всех своих занятиях они будут предоставлены самим себе; что при лекционной системе преподавания, какая будет установлена в институте, для них не будет принудительного урочного труда, и им самим будет предоставлен выбор, заниматься или нет. Выяснив, затем, то, сколь необходим для успеха занятий в такой области, как точные науки, постоянный и усиленный труд, выяснив и то, что такого труда требует самая честь их, как первых студентов Института, г. Зубашев указал студентам на то, что им предстоит установить традиции Института, и что, среди этих традиций, одною из первых должно быть уважение к закону. — «Dura lex, sed lех!» — сказал г. директор. — т. е. жестокий закон, но все же закон, а неисполнение закона есть анархия, нетерпимая ни в каком благоустроенном обществе!» Свою речь г. Зубашев закончил опять таки пожеланиями успеха студентам в их будущих трудах. Речь была покрыта бурными аплодисментами.
После г. директора профессор математики г. Некрасов прочел пред присутствовавшими вступительную лекцию по аналитической геометрии, где, остановившись недолго на истории этой науки, выяснял начала, на которых она построена.
Лекция прошла очень оживленно, и лектор был награжден усиленными аплодисментами.
Фёдор Эдуардович Молин

Окончив Рижскую гимназию, Ф.Э. Молин в 1880 г. поступает на физико-математический факультет Дерптского университета (ныне Тартуский университет) по направлению "астрономия". В 1883 г. он окончил университет и был оставлен для подготовки к преподавательской и научной работе. Затем был направлен в г. Лейпциг, где слушал лекции и работал в семинаре Феликса Клейна (немецкий математик и педагог. Автор Эрлангенской программы. Внёс значительный вклад в общую алгебру, теорию эллиптических и автоморфных функций).

После возвращения из командировки в течение 15 лет Ф.Э. Молин был доцентом кафедры чистой математики Дерптского (с 1893 г. Юрьевского) университета. В научном плане он занимался такими актуальными на тот момент вопросами алгебры как теория систем высших комплексных чисел и теория представлений групп. Результаты своих исследований по теории систем высших комплексных чисел Молин опубликовал в большой работе. На основе этой публикации он защитил докторскую диссертацию 30 сентября 1892 г. и получил степень доктора чистой математики.

В период работы в Юрьевском университете Молин открыл также ряд важных фактов по теории представлений групп матрицами. Математическая общественность сразу признала заслуги Ф.Э. Молина. В 1892 г. он избирается членом Московского математического общества, а в 1894 г. ему вручается во Франции памятная бронзовая медаль в честь Шарля Эрмита.

В 1900 г. Ф.Э. Молин получил приглашение руководить кафедрой математики в открывшемся в Томске Технологическом институте. В конце января 1901 г. Федор Эдуардович с семьей приехал в Томск.

Лекции по диф. интегральному исчислению
Ф.Э. Молин подготовил и издал свои лекции по дифференциальному и интегральному исчислению, многочисленные сборники задач. Он был сторонником фундаментальной математической подготовки инженеров.

В 1917 г. в Томском университете открывается физико-математический факультет и в следующем году Ф.Э. Молин становится профессором университета, оставаясь им до конца своей жизни. В 1938 г. Молин и молодой талантливый специалист по теории чисел профессор Николай Павлович Романов стали первыми сотрудниками созданной в университете кафедры алгебры и теории чисел (с 1974 г. – кафедра алгебры). Молин был также назначен первым заведующим кафедры алгебры и теории чисел.

Работая 23 года в государственном университете, Федор Эдуардович вел обычную жизнь активного профессора: лекции, научные семинары, руководство дипломными проектами, аспирантами. Он продолжал и научные исследования по алгебре, алгебраической геометрии, теории функций. Некоторые полученные результаты были опубликованы, большая их часть осталась в незавершенных рукописях.
Что-то из Молина
Казань, 1896 г.
Что-то из Молина
Казань, 1896 г.
Что-то из Молина
Томск, 1905 г.
Ф.Э. Молин активно включился в работу открытого 13 мая 1932 г. при Томском государственном университете Научно-исследовательского института математики и механики. В 1935 г. вышли «Известия НИИММ», ставшие первым специализированным журналом по математике и механике, издававшимся в Сибири. Ответственным редактором «Известий» стал сам Молин.

Его труды, особенно о представлениях групп при помощи линейных преобразований, имеют огромное значение для дальнейшего развития математической науки и теоретической физики, а геометрический семинар под его руководством оказывает влияние на формирование геометрической школы в Томске. Большой вклад ученый вносит в подготовку математических кадров для вузов и средних учебных заведений Сибири.

В 1911 году Молина увольняют «за выслугу срока на пенсию». Однако он ведет на дому научные семинары по вопросам прикладной математики для преподавателей ТТИ. С 1914 года допущен к преподавательской работе на математическом отделении Сибирских высших женских курсов. В 1917 году Молин возвращается в ТТИ, а с открытием в 1918 году физико-математического факультета в ТГУ переходит работать туда.

Сохранился архив Молина, который был передан в 1994 г. в Отдел рукописей и книжных памятников НБ ТГУ (библиотека профессора Молина передана Элизой Федоровной профессору Романову).
Название
Федор Эдуардович Молин активно включился в работу открытого 13 мая 1932 г. при Томском государственном университете Научно-исследовательского института математики и механики. В 1935 г. вышли «Известия НИИММ», ставшие первым специализированным журналом по математике и механике, издававшимся в Сибири. Ответственным редактором «Известий» стал сам Молин.

Его труды, особенно о представлениях групп при помощи линейных преобразований, имеют огромное значение для дальнейшего развития математической науки и теоретической физики, а геометрический семинар под его руководством оказывает влияние на формирование геометрической школы в Томске. Большой вклад ученый вносит в подготовку математических кадров для вузов и средних учебных заведений Сибири.

В 1911 году Молина увольняют «за выслугу срока на пенсию». Однако он ведет на дому научные семинары по вопросам прикладной математики для преподавателей ТТИ. С 1914 года допущен к преподавательской работе на математическом отделении Сибирских высших женских курсов. В 1917 году Молин возвращается в ТТИ, а с открытием в 1918 году физико-математического факультета в ТГУ переходит работать туда.

Сохранился архив Молина, который был передан в 1994 г. в Отдел рукописей и книжных памятников НБ ТГУ (библиотека профессора Молина передана Элизой Федоровной профессору Романову).
The Innovators:
The Innovators:
Развитие математического образования в Сибири в XIX–XX веках невозможно представить без учёта наследия математической школы Томска, сыгравшей ключевую роль в формировании научной традиции региона.

В.Л. Некрасов и Ф.Э. Молин стали не только основателями математической школы в Томске, но и вдохновителями для поколений студентов и молодых учёных. Их деятельность заложила основы для дальнейшего развития математического образования и науки в Сибири. Сегодня их труды остаются важным источником знаний и примером самоотверженной работы.
Выставка подготовлена коллективом сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета:

Подбор материала, текст — Ивановская Е.В.
Дизайн, верстка — Щербинина А.А.
Редактирование — Березовская А.А.

ХХ месяц 2025