«С винтовкой и фотоаппаратом…»
Боевой и творческий путь Виктора Кондратьева
«…Фотокорреспонденты были настоящими фронтовиками. Среди них не осталось ни одного, кто за годы войны не получил бы серьезного ранения».
***
Из воспоминаний К. И. Мирер, журналиста, сотрудницы «Красноармейской иллюстрированной газеты»

Кондратьев Виктор Алексеевич (30.I.1916 — 21.V.1989) — фотограф, художник, педагог. В годы Великой Отечественной войны — фронтовой фотокорреспондент.

Родился в Забайкалье в семье плотника. Увлекся фотографированием еще в школьные годы. Окончил курсы фотографии и рисования при художественной студии в Чите. В 1937 г., поступив в Томский педагогический техникум, переехал в Томск. В 1939 г. призван на срочную службу в РККА. На фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе 178 стрелковой дивизии В. А. Кондратьев прошел боевой путь от обороны Смоленска до освобождения Прибалтики. Фиксируя на пленку военную летопись своего подразделения, стал внештатным фотокорреспондентом дивизионной газеты «Вперед». После демобилизации в декабре 1945 г. вернулся в Томск, работал руководителем фотокружка в городском Доме пионеров, завершил учебу в педагогическом техникуме. С 1960 по 1976 гг. — преподаватель фотодела в Томском педагогическом училище. Помимо основной работы увлекался живописью. После выхода на пенсию был приглашен в институт «Спецпроектреставрация», занимался фотофиксацией зданий и сооружений старого Томска. В 1970—1980-х гг. при его участии были подготовлены тематические наборы фотооткрыток, посвященных Томску. Персональные фотовыставки: «По дорогам войны» (1967), «Детство — это серьезно» (1973), «Архитектура города Томска» (ок. 1979). В 1967 году стал победителем фотоконкурса газеты «Известия» за серии снимков «Нам дороги эти позабыть нельзя» и «Увиденная дважды». Основная часть творческого наследия В. А. Кондратьева находится в Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова. В Научной библиотеке ТГУ наряду с фотографиями хранится альбом «По дорогам войны».
«Дорогая Анна Андреевна! Сегодня Ваш сын получил вторую правительственную награду. Мы знаем его как мужественного и бесстрашного защитника Родины, за два года войны мы прошли с ним большой боевой путь, и во всех боях с нами был Ваш сын Виктор Алексеевич».

Из письма командира части Анне Андреевне Кондратьевой, 3 июня 1943 г.

Печатается по: Красное знамя [Томск]. — 1966. — 3 дек. — С. 4.
Детство Виктора Кондратьева прошло в Борзинском районе Забайкальской области. Семья, в которой было трое детей, рано потеряла отца и жила трудно. Большое влияние на Виктора оказала мать — Анна Андреевна. Трудолюбие, доброту и при этом волевой характер он унаследовал от нее. Пройдет много лет, и во время войны командиры частей, в которых служил боец Кондратьев, будут присылать ей письма благодарности за сына. Именно в детские годы Виктор увлекся рисованием и фотографией, к увлечению подходил настолько серьезно и деятельно, что сумел самостоятельно собрать свой первый фотоаппарат по чертежам, опубликованным в газете «Пионерская правда». В 1932 г. 16-летний Виктор Кондратьев окончил курсы фотографии и рисования при художественной студии в Чите, трудовую биографию начал учителем рисования и черчения в Карымском районе Восточно-Сибирского края.
«Пионерская правда» — всесоюзная газета юных пионеров и школьников. Основана в 1925 г. в Москве. С 1927 г. — печатный орган Центрального и Московского комитета ВЛКСМ. Активное участие в создании и развитии издания принимали Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. М. Ярославский, М. Горький, В. В. Маяковский, А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Первым главным редактором стал видный государственный и партийный деятель Н. И. Бухарин. По замыслу создателей газета была призвана помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. «Пионерская правда», выходившая дважды в неделю, рассказывала о широком комплексе общественно-политических и международных тем, организовывала и освещала детские мероприятия, регулярно публиковала культурно-просветительские и познавательные материалы. В частности, в №№ 50−54 за 1928 г. в рамках постоянной рубрики «Сделай сам!» газета подробно описала, как изготовить самодельный фотоаппарат. Вероятно, именно с этими публикациями ознакомился и юный фотолюбитель Виктор Кондратьев.
В 1937 г. Виктор Кондратьев приехал в Томск к старшему брату Павлу. Впоследствии Павел Алексеевич Кондратьев служил на Дальнем Востоке, воевал с японцами, а после армии посвятил себя физике и стал основателем Музея истории физики при ТГУ. Братьев роднило и общее увлечение фотоделом. В Томске Виктор поступил в педагогический техникум. Здесь у молодого человека проявился ещё и музыкальный талант — он научился играть на скрипке и за участие в конкурсе даже получил первую премию. Разносторонние творческие навыки пригодились Виктору Кондратьеву на срочной армейской службе в Кемерово: он участвовал в оформлении наглядной агитации и руководил военным оркестром. 21 июня 1941 г. должна была последовать демобилизация… Но с июля красноармеец Кондратьев уже сражается на фронте Великой Отечественной войны в составе сибирской 178-й стрелковой дивизии, оборонявшей Смоленск.
178-я стрелковая Кулагинская Краснознаменная дивизия. Впервые сформирована на Алтае в 1939 г. Дислоцировалась в Сибирском военном округе. С началом Великой Отечественной войны подразделение вошло в Резерв Верховного Главного Командования. Затем дивизия вела боевые действия в составе войск Западного, Калининского, 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов. В рамках Смоленской наступательной операции особо отличилась в боях за освобождение городов Духовщина и Ярцево, в ходе которых приняла участие в разгроме ряда долговременных опорных пунктов врага, в ознаменование чего приказом Верховного главнокомандующего от 19 сентября 1943 г. получила почетное наименование «Кулагинская» (по названию населенного пункта Кулагино). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1944 г. дивизия награждена орденом Красного Знамени за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество (при освобождении города Новосокольники). Боевой путь дивизия окончила в мае 1945 г., поучаствовав в разоружении и пленении капитулировавшей Курляндской группировки противника в районе города Лиепая.
«8 июля 1941 года части нашей дивизии вступили в бой на реке Вопь. Однако сил было мало, чтобы сдержать натиск врага. Отступали с яростными боями. В это время я, рядовой солдат, получил общественное поручение от командира дивизии: фотографировать всё, что относится к ее боевым делам. Так у меня оказалось в руках второе оружие. Да, ребята, это было сильное оружие, потому что каждый снимок в газете поднимал дух солдат, вселял в их сердца уверенность в победу».

Из письма В. А. Кондратьева ученикам школы № 12 г. Электросталь

Печатается по: Красное знамя [Томск]. — 1967. — 15 апр. — С. 4.
С первых же военных дней наравне со стрелковым оружием постоянным спутником Кондратьева стал советский фотоаппарат «Спорт». Впоследствии на страницах печати Виктор Алексеевич делился воспоминаниями о том, каким стало его боевое крещение в качестве не только рядового стрелка, но и фронтового фотокорреспондента.
«Кондратьев мало задумывался о поисках ракурса и не увлекался компоновкой батальных сюжетов. Во время атаки он, как и полагается рядовому стрелкового взвода, стрелял из автомата. Но вот утихал бой. Начинался солдатский быт. Нужно вздремнуть, поесть, зашить порванную осколком шинель… Именно в такие часы затишья Кондратьев доставал свой фотоаппарат, простенький „Спорт“ довоенной выделки, и, никому не мешая, не заставляя позировать, делал снимки, ставшие теперь уникальными фотодокументами. Многие кадры, хранящиеся до сих пор в трофейной коробке, никогда не сделал бы человек посторонний, их мог подсмотреть только он, рядовой солдат».

Комраков Г. Фотографии Виктора Кондратьева, рядового 178-й сибирской дивизии // Известия. — 1967. — 12 янв. — С. 6.
600 снимков сделал В. А. Кондратьев за годы войны. Многие из них печатались в армейской газете, проделывая долгий путь до Москвы, где изготовлялись клише, и затем обратно на фронт - уже на страницах свежих выпусков. В этой фотолетописи навсегда запечатлен боевой подвиг: яростные атаки пехотинцев дивизии, умелая и слаженная работа артиллеристов, самоотверженный труд военных медиков и каждого, кто сражался за победу. Сюжеты нехитрого солдатского быта сменяются видами разбитой или захваченной вражеской техники и поверженных или плененных фашистских войск. Нашла отражение и самая суровая фронтовая повседневность, поскольку нередко в объектив фотографа попадали панорамы разоренных городов и деревень, сцены прощания с погибшими товарищами… А еще здесь портретно увековечены образы героев войны, среди которых комдив А. Г. Кудрявцев, начальник политотдела М. А. Жалис и комиссар М. М. Таланов, легендарные комбаты С. Х. Карымов и Н. Н. Урванцев, снайпер В. В. Челомбицкий и многие другие бойцы-сибиряки 178-й Кулагинской.
«Как на фронте снимал? Конечно, воевать и фотографировать нелегко было. Меньше всего о композиции и светотени думал тогда. Не было времени для этого: под огнем „щелкал“. Высунешься из траншеи, а фашисту только этого и надо. Того и гляди, дурная пуля прошьет голову. Помните снимок „Атака“? Так вот, думал я тогда, что кончено мое дело. Ан нет, уцелел».

Кондратьев В. А. Увиденная дважды // Известия. — 1967. — 22 окт. — С. 8.
В. А. Кондратьев запечатлел войну поистине от первого лица: порой в кадр попадали самые напряженные мгновения боев, как, например, на снимке атаки под разрывами вражеских снарядов.
Сражаясь вместе с однополчанами и создавая хронику боевого пути своей дивизии, фотокор также выполнял конкретные военные и политические задачи. Так, в целях разведки он снимал позиции и укрепленные пункты противника, фиксировал на пленку свидетельства преступлений фашистов. Кроме того, вступив в партию на фронте, коммунист Кондратьев фотографировал других бойцов на партийные билеты. По-армейски строго, но от того не менее красноречиво о его многочисленных фронтовых заслугах рассказывают представления к боевым наградам.
«В октябре 1941 года в боях за д. Фролово /Луковниковский район Калининской обл./, будучи красноармейцем 7 стр. роты 709 стр. полка 5 раз ходил в атаку на врага, лично уничтожил 8 автоматчиков, одного офицера и забросал гранатами блиндаж, в котором находилось до 20 немецких солдат и офицеров. В ноябре 1941 года в боях за д. Перливо 4 раза ходил в атаку и уничтожил до 10 немецких солдат.

…В период наступательных боев ноября-декабря 1942 г. большинство своего рабочего времени находился на передовых позициях, под сильным огнем противника фотографируя бойцов и командиров на парт-документы. В декабре месяце им сфотографировано 580 человек».

Из наградного листа сержанта В. А. Кондратьева, представленного к медали «За Отвагу», январь 1943 г.
«В период наступательных боев /март 1943 г./ т. Кондратьев все время находился с передовыми частями дивизии, фотографируя боевые эпизоды, лучших, отличившихся в боях бойцов и командиров, взятые трофеи и акты зверств немецких фашистов над мирным населением и военнопленными. Много его фотокорреспонденции помещено в дивизионной, армейской и фронтовой газете.

…Только за 1943 г., находясь ежедневно на передней линии фронта, под пулеметным и артиллерийским огнем противника т. Кондратьев обеспечил фотоснимками выдачу 1663 парт. документов».

Из наградного листа старшего сержанта В. А. Кондратьева, представленного к ордену «Красная звезда», 15 апреля 1943 г.
«т. Кондратьев — активный участник пропаганды лучших бойцов и командиров дивизии через дивгазету „Вперед“. Снимки боевых эпизодов, лучших бойцов также печатались в армейских и фронтовых газетах. т. Кондратьев неоднократно под огнем противника проводит фотографирование огневых точек противника, дополняя данные нашей разведки. Так, выполняя задание командира дивизии, он под сильным огнем противника зафотографировал укрепленные сооружения финнов в дефиле высоты 23,0…».

Из наградного листа старшего сержанта В. А. Кондратьева, представленного ко второму ордену «Красная звезда», 25 июля 1944 г.
«Пережил горечь отступления. Бился под стенами столицы. Рвался на запад, освобождая священную землю Родины… А когда победил и вернулся домой, кроме шрамов на теле, кроме двух орденов и трех медалей за храбрость и мужество, осталась у него память о минувших днях — небольшая коробка из-под немецкой взрывчатки. Хранились в ней негативы, шестьсот секунд фронтовой страды, отвоеванных Кондратьевым у забвения».

Фотографии Виктора Кондратьева, рядового 178-й сибирской дивизии // Известия. — 1967. — 12 янв. — С. 6.
На завершающем этапе войны Виктор Кондратьев сражался в Карелии, участвуя в прорыве «линии Маннергейма», а победу встретил под Ригой. Последние военные кадры — трофейные самолеты, пушки, пленные на дорогах Латвии.
«Солдат этот прошел всю войну. Геройски сражался. Пули и осколки пролетели мимо. Солдат остался жив. Он сохранил для потомков уникальную коллекцию фронтовых снимков…
Фотографии В. А. Кондратьева — не только славная история одной из сибирских дивизий. Они имеют огромное воспитательное значение. Потому что зовут к подвигам, призывают быть мужественными».

Моисеев В. В кадре — бой не ради славы // Красное знамя [Томск]. — 1966. — 3 дек. — С. 4.
Мирная жизнь продолжилась в ставшем родным Томске. Фронтовик вернулся к преподавательской деятельности: вёл фотокружок в городском Доме пионеров; когда окончил Томский педагогический техникум, остался в нём преподавать технические средства обучения, рисование и черчение. Он активно работал с молодежью, снискав глубокое уважение и благодарность учеников, среди которых были известные томичи — фотограф Леонид Лейкин, журналист Соломон Выгон и другие. Виктор Алексеевич по-прежнему увлеченно занимался живописью, играл на баяне и, конечно же, постоянно фотографировал всё, вокруг чего вращались его повседневные интересы — на работе, в городе или на природе. Всё это время он бережно хранил и свой военный архив.
Широкая известность пришла к В. А. Кондратьеву во второй половине 1960-х гг. Знаковой оказалась случайная встреча в Доме пионеров с томским журналистом В. И. Моисеевым, который увидел снимки бывшего фронтового фотокорреспондента. После этого в нескольких декабрьских выпусках газеты «Красное знамя» за 1966 г. был напечатан цикл публикаций о Кондратьеве, размещены некоторые из его наиболее интересных и волнующих военных снимков.
«И вот брожу я по улицам Великих Лук. Подсказывает память, что здесь дот стоял, что на улочке этой умирал смертельно раненный друг… Городу сейчас более восьмисот. В памяти он остался усталым, истерзанным. Шли мы притихшими улицами и смотрели с болью на скелеты домов, на обгорелые купола соборов, руины крепости. Слезы украдкой вытирали. Казалось, что не вернутся сюда больше ни смех, ни улыбки девушек…
Не узнал я Великих Лук. Новый город вырос на пепелище. Там, где воронки зияли, — парки и скверы. Через Ловать, где переправу саперы наши наводили, — мост новый».

Кондратьев В. А. Увиденная дважды // Известия. — 1967. — 22 окт. — С. 8.
А в январе 1967 г. уже центральная газета «Известия» в рамках конкурса «Летопись великой эпохи», посвященного 50-летию Октября, опубликовала военные фотографии, сделанные Виктором Кондратьевым, и небольшой очерк о нем. И со всей огромной страны на его адрес полетели письма от однополчан и многих других совсем незнакомых людей — всех, кого глубоко тронули фронтовые снимки. Среди первых, кто откликнулся, оказался и бывший дивизионный командир, а на тот момент историк и «неутомимый пропагандист боевой славы Советской Армии» А. Л. Кроник. Вместе им предстояла большая работа по увековечиванию памяти о боевом пути сибирской 178-й стрелковой Кулагинской Краснознаменной дивизии. В ходе специальной командировки, организованной «Известиями», Виктор Алексеевич вновь смог посетить места, в которых воевал, и сделать серию новых снимков примерно в тех же точках, что и в период сражений. Часть этих материалов, объединивших память о войне и картины мирной жизни, также была опубликована в газете под символичным названием «Увиденная дважды…»
«Я видел на выставке печальный взгляд людей старшего поколения и взволнованные лица парней и девчат. Выставка всколыхнула в их душах высокое чувство патриотизма».

«Поражает глубина военного документализма. Она встряхивает даже скептиков, заставляя их думать о Прошлом и Будущем».

«Выставка учит бдительности, учит любить нашу Родину и ее завоевания».

«Люди! Не забывайте, что во Вьетнаме американские варвары совершают сейчас то же, что творили немецкие фашисты».

Из отзывов о выставке фотографий В. А. Кондратьева

Печатается по: Красное знамя [Томск]. — 1967. — 28 окт. — С. 2.
Получив и рассмотрев около трех тысяч различных снимков, конкурсное жюри «Известий» присудило В. А. Кондратьеву первую премию. Другим важным событием 1967 года, подготовка к которому особенно вдохновляла фронтовика, стала выставка «По дорогам войны». Она открылась 9 мая в томском Доме ученых. Вызвав большой интерес в Томске, передвижная экспозиция начала шествие по области и близлежащим регионам, привлекая внимание новых зрителей и находя у них самый живой отклик. В 26 сибирских городах выставку посетили более 80 тысяч человек! Всё больше узнавали о Викторе Кондратьеве и за пределами Сибири. Созданная им фотолетопись дивизии легла в основу документального фильма «Всего одно мгновенье» (1969; режиссер В. Гурьянов, кинооператоры Ю. Александров и Ю. Лебедев). В личном архиве Виктора Алексеевича сохранились письма с благодарностями за присланные снимки от сотрудников газеты «Правда», ТАСС, Центрального музея Вооруженных Сил СССР, Украинского Государственного музея истории Великой Отечественной войны и многих других организаций.
«На материалах музея проводится большая работа по воспитанию патриотизма не только в своей школе, но и со школами города. Музей известен в Москве, Московской области и в стране. Замечательная работа школьного музея неоднократно отмечалась наградами ЦК ВЛКСМ, Центрального совета Ветеранов Отеч. войны».

Из сопроводительного письма В. А. Кондратьева к альбому фотоснимков «Праздник в г. Электростали» (1968)
Сразу после первой публикации в «Известиях» у Виктора Кондратьева завязалась интенсивная переписка с учениками школы № 12 подмосковной Электростали. Ребята были так поражены снимками, что решили разыскать всех оставшихся в живых бойцов 178-й стрелковой дивизии, изучить ее боевой путь и традиции. Благодаря увлеченности и энтузиазму юных красных следопытов и их учителей День Победы 1968 года Виктор Алексеевич встретил в Электростали, куда приехали свыше трехсот ветеранов дивизии. Под звуки марша они вошли в городской Дворец культуры на чествование героев-сибиряков. Неотъемлемой частью торжеств стало посещение школьного музея, посвященного 178-й Кулагинской, где почетное место занимали снимки из архива Кондратьева. В роли экскурсоводов выступали сами школьники, а во всем верный своему делу фотокор сделал репортаж о прошедших праздничных мероприятиях.
Боевой и творческий — эти пути тесно сплелись в судьбе Виктора Кондратьева. Его военные фотографии к 30-летию Победы публиковались в профильном журнале «Советское фото» (№ 5, 1975). Однако ничуть не меньше увлекали фотографа сюжеты мирных дней, которые затем составляли основу как для его персональных выставок, так и для тематических изданий — альбомов, наборов открыток и праздничных буклетов. В них мы видим молодой и светлый город Томск, который гордится историческим обликом и при этом движется вперед усилиями современников — ученых, спортсменов, стройотрядовцев…
Много лет прошло с тех пор, как ушел из жизни Виктор Алексеевич Кондратьев. Но и по сей день мы, ныне живущие, имеем возможность его глазами увидеть ту часть истории нашей страны, что неразрывно связана с Великой Победой над фашизмом. Научная библиотека ТГУ хранит и делает достоянием широкого круга читателей не только военные снимки фотокора, но и планшеты с газетными публикациями о нем и репортажами о памятных мероприятиях с его участием. Особое место в собрании занимает альбом «По дорогам войны», в котором представлена фотоистория сибирской 178-й стрелковой Кулагинской Краснознаменной дивизии — от первых сражений до встреч ветеранов после войны.
При подготовке выставки использовались:
«Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне: [Информационный сервис Минобороны России]. — URL: https://pamyat-naroda.ru/
«Я помню». Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. — URL: https://iremember.ru/
Материалы из личного архива Ольги Витальевны Патриной
Известия: [газета]. — 1967.
Красное знамя. Томск: [газета]. — 1966−1969.
Пионерская правда: [газета]. — 1928.
Советское фото: [журнал]. — 1936; 1975.
Выражаем благодарность за оказанную помощь:
Кузоро Кристине Александровне — заведующей Музеем истории Томского государственного университета
Дунаевской Марии Максимовне — старшему лаборанту Музея истории ТГУ
Стояновой Марии Яковлевне — заведующей Музеем истории физики (Томский государственный университет)

Выставка подготовлена коллективом сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета:
Подбор материала, текст — Федосов Егор Андреевич
Дизайн, верстка — Кузнецов Валерий Геннадьевич
Редактирование — Алексеева Мария Ивановна
Оцифровка — Шилова Марина Александровна