«Здесь, на войне, нет черновиков...»:
фронт писателя Константина Симонова
Как развивалась сквозная для творчества писателя Константина Симонова тема «человек на войне», какой отклик вызывали его произведения у современников и читателей, главными из которых были фронтовики, рассказывает виртуальная выставка на основе публикаций 40—70-х годов ХХ века из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета и других источников.
Он хорошо знает солдатскую душу, ему известны самые сокровенные думки наши.
Из дневника артиллериста И. Старцева, 30 ноября 1943 г. [1]

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов
(28.XI.1915 — 28.VIII.1979)
известный советский прозаик и поэт, военный корреспондент, журналист, драматург и киносценарист. Автор знаменитой трилогии «Живые и мертвые», повести «Двадцать дней без войны», стихотворения «Жди меня» и других публицистических, лирических и драматических произведений о Великой Отечественной войне.

Удостоен шестикратно Сталинской премии (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950), Ленинской премии (1974), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966). Герой Социалистического Труда (1974). За литературную деятельность и военные заслуги награжден рядом орденов и медалей.
«От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли…»
Корреспондентская застольная, стихи Константина Симонова, музыка Матвея Блантера
Сейчас у меня чувство усталости от писания бесконечных очерков. А между тем за последние поездки я собрал массу материалов, которые ни в какие очерки не влезают. Сейчас потянуло на то, чтобы написать новую пьесу или, скорее всего, повесть, которая могла бы быть напечатана с продолжениями в газете.

Из письма К. Симонова родителям,
16 марта 1943 г. [2]
К началу Великой Отечественной войны Константин Симонов — автор стихов и двух пьес, член Союза писателей СССР — уже имел опыт фронтового корреспондента в районе боевых действий на реке Халхин-Гол (1939). В Рабоче-крестьянскую Красную армию старший офицер Симонов был призван в первый день войны, как корреспондент «Известий» был откомандирован на Западный фронт. В дальнейшем Константин Симонов сотрудничал с целым рядом центральных и армейских газетных изданий, но большинство его публикаций — в газете «Красная Звезда». Военным журналистом он побывал на всех фронтах, принимал участие в боевых операциях, дошел вместе с Красной армией до Берлина. Наблюдения, личный опыт, общение с фронтовиками — основа произведений Симонова разных жанров. На протяжении всех военных лет выходили его сборники стихов, рассказы, очерки, повести и пьесы, выпускавшиеся как в специальных сериях, так и отдельными изданиями.
«Вообще, пожалуй, Симонов сейчас первенствует в лирической поэзии»
Из дневника военного переводчика В. Стеженского, 7 июня 1943 г. [1]
Ведь в двух этих стихотворениях целая программа Советских людей — программа общественная и личная.

Из письма ст. лейтенанта М. Т. Белявского к жене, 30 марта 1943 г. [4. C. 41]
Дневники и воспоминания участников войны хранят немало свидетельств о том, как в их часть приезжал Константин Симонов и выступал перед бойцами с уже полюбившимися или новыми стихами, как в передышках между боями перечитывались и переписывались сборники его лирических произведений, среди которых особой эмоциональной силой отличались стихотворения «Жди меня» и «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом…»). Первое, написанное Симоновым еще в 1941 г. и посвященное жене, актрисе Валентине Серовой, стало поэтическим символом любви и верности для всех, кто разлучен войной. Второе, появившееся в середине тяжелейшего 1942 г., выражало непримиримую ненависть к врагу, превратившись в своеобразный лозунг борьбы с ним. Мотивы, прозвучавшие в обоих стихотворениях, нашли свое продолжение в музыке и кинематографе, открытках и плакатах военного времени.
Какие были приметы? Чтобы тебя не убили на фронте, нужно было письмо или фотокарточку любимой носить у сердца. Тогда эта фотокарточка отводила пулю. О, какая примета была! Такой же силой обладало стихотворение «Жди меня» Симонова, но его нужно было обязательно переписать от руки и носить только у сердца.
Из воспоминаний ветерана войны Л.Н. Пушкарева [5]
Просто понимали, что если ты его [врага] не убьешь, то он убьет тебя. Выход один — убить. Даже под Сталинградом нам зачитывали стихотворение Симонова «Убей».
Из воспоминаний ветерана войны В.Ф. Зайца [5]
Командировка была на Ленинградский фронт. В это время наши войска прорывали линию Маннергейма… Столпер с утра до ночи беспрерывно интересовался всеми подробностями войны и все время писал что-то в очень толстую тетрадь.

К. Симонов. «Советский экран». 1964. № 3
Стихотворение «Жди меня» легло в основу песни, впервые прозвучавшей в фильме «Парень из нашего города», снятом в 1942 г. по мотивам одноименной пьесы Константина Симонова. Именно с работы над этой картиной началось творческое содружество писателя с режиссером Александром Столпером, который в дальнейшем снял драму по пьесе Симонова «Жди меня» с Валентиной Серовой в главной роли, а также экранизировал одно из первых крупных его произведений в прозе — повесть «Дни и ночи».
«Симонов был крупной, самостоятельной фигурой в литературе. Он не скрывал симпатий и антипатий… вокруг имени Симонова нередко разгорались споры. А он упрямо шел своей дорогой, несмотря на все житейские и рабочие передряги»
Л. Кудреватых. В Японии и после [7. С. 212−213]
Работал он много, и не только как писатель, но и как общественный деятель. К нему поступали письма со всех сторон: молодых писателей, поэтов, читателей его книг, фронтовиков.

Д. Павлов. «…Не сглаживая острых углов» [7. С. 557]
После войны Константин Симонов возглавлял ряд советских литературных периодических изданий. В 1946 г. — газету «Красная Звезда», в 1946—1950 и в 1954—1958 гг. — журнал «Новый мир», в 1950—1954 гг. — «Литературную газету».
Вместе с тем он постоянно выезжал в многочисленные зарубежные командировки — в Японию, США, Китай. В 1958—1960 гг. жил и работал в Ташкенте разъездным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. В 1960-е гг. совершил множество поездок по СССР, освещал события на острове Даманском (1969) и войну во Вьетнаме (1970).
Наряду с литературным творчеством и журналистикой Симонов занимался переводческой деятельностью, кино- и теледокументалистикой, всевозможной общественной работой, был секретарем правления Союза писателей СССР.
В эти годы продолжалась публикация произведений Симонова, написанных до и во время войны, появились сборники очерков, созданных по итогам многочисленных командировок по СССР и за рубежом, выходили в свет новые стихотворные и прозаические произведения.
Вскоре после окончания войны Симонов стал одним из активно действующих руководителей Союза писателей — заместителем его генерального секретаря А. А. Фадеева, главным редактором «Нового мира». К тому времени у него еще не было многих слагаемых позднейшего опыта — практическое знание войны не во всех трудных ситуациях выручало. А проблемы возникали. В их решении Симонов не всегда был таким дальновидным и аналитичным, каким станет позже. Случалось, что он совершал ошибки, о которых потом — всю оставшуюся жизнь — жалел, но в момент совершения не считал, что ошибался, сам убеждал себя в этом или позволял убедить себя.
А. Караганов. Из давнего и недавнего [7. С. 125]

Во мне всю войну боролось два чувства: желание увидеть все своими глазами, чтобы потом, после войны, написать об этом как следует, и боязнь быть убитым, и как следствие этого невозможность написать об увиденном.

…Когда пишешь повесть или роман о таком тяжком деле, как война, фантазировать и брать факты с потолка как-то не тянет. Наоборот, всюду, где это позволяет твой собственный жизненный опыт, стараешься держаться поближе к тому, что видел на войне своими глазами.

К. Симонов. Разные дни войны. Дневник писателя. 1941−1945 [8. Т. 1. С. 4; Т. 2. С. 779]
«Ситуация людей, попавших в окружение, наиболее достоверно описана Константином Симоновым в его романе „Живые и мертвые“. Мы действительно были поделены на живых и мертвых, только не знали, в какой группе окажемся»
Из воспоминаний связиста М. А. Брагинского [5]
Основные персонажи романа «Живые и мертвые»:

Иван Синцов, военный журналист, политрук; после выхода из окружения без документов — рядовой боец
Федор Серпилин, генерал (комбриг), перед войной прошедший лагеря; с вверенными частями пробился из окружения
Сергей Шмаков, батальонный комиссар в частях Серпилина
Мария, жена Синцова, радистка для агентурной работы в немецком тылу
Алексей Малинин, политрук из коммунистического батальона, оборонявшего Москву
подполковник Климович, танкист, одноклассник Синцова
капитан Иванов, танкист, «на моей фамилии вся Россия держится»
Таня Овсянникова, военврач, «маленькая докторша».
Люсин, политрук-газетчик
Эпическое литературное осмысление событий Великой Отечественной войны Константин Симонов предпринял в трилогии «Живые и мертвые». Ее первая, одноименная, часть о тяжелейшем начальном этапе войны до советского контрнаступления под Москвой создавалась в 1955—1959 гг. Основой послужили более ранние публикации Симонова, выстроенные здесь в единое повествование, а также фронтовые дневники и воспоминания самого писателя, фрагменты которых хорошо узнаваемы в отдельных сценах романа. Автобиографические черты имел образ главного героя — военного журналиста, политрука Ивана Синцова. И хотя в сюжете отсутствуют реальные исторические лица, практически каждый персонаж имел прототип. Люди, испытавшие всю горечь поражений, мучительно размышлявшие об их причинах, но не сломленные и по-прежнему воспринимавшие свою судьбу как движение к будущей общей победе, — именно они олицетворяли главную идею повествования. Позднее увидели свет вторая и третья части трилогии: «Солдатами не рождаются» (1962) и «Последнее лето» (1971) — о переломном и завершающем этапах войны.
«Мне, не как автору книги, а просто как бывшему фронтовику, кажется, что Столпер рассказал в своем фильме о войне по-честному, без утаек. И я благодарен ему за это»
К. Симонов. «Советский экран». 1964. № 3
Создатели фильма:

Режиссер-постановщик — Александр Столпер
Оператор — Николай Олоновский

В главных ролях:
Синцов — Кирилл Лавров
Серпилин — Анатолий Папанов
Шмаков -Лев Любецкий
Мария — Людмила Любимова
Малинин — Алексей Глазырин
Иванов — Олег Ефремов
Овсянникова — Людмила Крылова
Люсин — Роман Хомятов
Вскоре после выхода первой части трилогии «Живые и мертвые» режиссер Александр Столпер приступил к ее экранизации. В течение трех лет писался сценарий и проходили съемки, которые завершились осенью 1963 г. А уже 24 февраля 1964 г. состоялась премьера фильма. Литературная основа Константина Симонова, отличавшаяся обилием ярких характерных персонажей, позволила объединить на экране целый ряд известных советских артистов. Но, по общему мнению критиков и зрителей, главной актерской удачей стал образ генерала Серпилина, мастерски исполненный Анатолием Папановым, некогда тоже фронтовиком, старшим сержантом-зенитчиком, пробивавшимся из окружения под Харьковом в 1942 г. Еще одной отличительной чертой экранизации было полное отсутствие музыкального фона, место которого заполняли звуки войны.

Кинокартина «Живые и мертвые» была удостоена нескольких премий в рамках всесоюзных и зарубежных фестивалей. По результатам опроса зрителей, проведенного журналом «Советский экран», была отмечена среди самых лучших фильмов 1964 г. Позднее Александр Столпер экранизировал вторую часть трилогии под названием «Возмездие» (1967).
«Живые и мертвые». Что уж говорить, есть много и других хороших фильмов про войну. Но мне ближе всего этот.
Из интервью ветерана войны Е.П. Антонова [5]
Серпилина-Папанова «принимаешь» не сразу — негромкий, чуть хрипловатый голос, что-то совсем невоенное во внешности… Но шаг за шагом он неприметно покоряет нас — свежестью мысли, спокойным мужеством, светлой верой своей в людей, в добро, в правду… солдат и интеллигент в лучшем смысле этого слова, волевой, мудрый военачальник ленинской школы.
«Советский экран». 1964. № 19
Огромная, неохваченная полыхающая картина войны уже не может существовать в нашем сознании без «Жди меня», без «Русских людей», без «Разных дней войны», без «Живых и мертвых», без симоновских «Дней и ночей», очерков военных лет. И для тысяч и тысяч читателей Константин Симонов был теми глазами, которыми они смотрели на врага, тем сердцем, которое задыхалось ненавистью к врагу, той надеждой и верой, которая не покидала людей в самые тяжелые часы войны. Война и Константин Симонов теперь неразрывны в памяти людей, наверное, так будет и для будущих историков нашего времени.
Михаил Ульянов, народный артист СССР [7. С. 498–499]

При подготовке выставки использовались материалы из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета и из открытых источников:


[1] «Прожито». Личные истории в электронном корпусе дневников. — URL: https://prozhito.org/

[2] Дорогие мои старики. Из переписки с родителями в военные годы (1941−1945) // Новый мир. 2015. № 7−8

[3] «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне: [Информационный сервис Минобороны России]. — URL: https://pamyat-naroda.ru/

[4] Дневники и письма Ирины Михайловны и Михаила Тимофеевича Белявских. — М.: Издательство Московского университета, 2010

[5] «Я помню». Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. — URL: https://iremember.ru/

[6] Минкультуры Р Ф. — URL: https://culture.gov.ru

[7] Константин Симонов в воспоминаниях современников. М.: Советский писатель, 1984

[8] Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. В 2-х тт. М.: Молодая гвардия, 1977

Выставка подготовлена коллективом сотрудников Научной библиотеки Томского государственного университета:
Подбор материала, текст — Егор Федосов, Кирилл Конев
Дизайн, верстка — Валерий Кузнецов
Редактирование — Мария Алексеева
Оцифровка документов — Елена Макурина
7 мая 2024 г.