Переплеты русских книг
XVIII
XIX веков
в фонде Научной библиотеки Томского университета
Из истории переплета
История книжного переплета, появление которого обеспечило долговечность существования книге как объекту культуры, насчитывает не одно столетие.
В книговедении переплет определяется как «прочное покрытие книги, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом художественного оформления издания. Основные элементы переплета — крышки и корешок. Крышки, защищающие фронтальные поверхности книжного блока, состоят из твердой основы (обычно дерева или картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и др.) и соединяются между собой корешком, который в зависимости от периода и техники имел различное строение и выполнялся из разнообразных материалов (ткань, кожа, бумага)».
В Древней Руси книжный переплет стал известен только с появлением рукописных книг — кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева. Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, загибающейся внутрь. Наиболее древним переплетным материалом стала имеющая ряд разновидностей телячья кожа, она широко применялась для изготовления всех типов и видов переплета в русском переплетном деле.
В зависимости от целевого назначения рукописных и печатных книг их переплеты делились на окладные (подносные) и обиходные. Окладами снабжались книги, которые использовали в богослужении, а обиходные обтягивали кожей или холстом, они имели минимум украшений. Форзаца в древнерусской книге не было — внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. На рубеже XVII—XVIII веков деревянные крышки переплета постепенно заменялись картонными.
К XVIII веку русское искусство переплета рукописной и печатной книги накопило богатый опыт. Петр I с большим вниманием относился ко всему, что касалось развития книгопечатания. При этом не обошел он и переплетное дело, где также происходили существенные изменения в технологическом процессе изготовления книжных переплетов. Переплет русской гражданской книги первой четверти XVIII века, используя традиции церковной книги, начал развивать стиль переплетов подносных книг, отвечающий духу петровских реформ. В то время распространение получили просто и строго оформленные цельнокожаные переплеты, крышки которых обтягивались темной телячьей кожей без украшений. Реже встречались крышки с узкой орнаментальной рамкой, тисненной золотом, или с украшенной брызгами краски поверхностью.
Большое внимание было уделено корешку, который бинтами делился на части; в одно из верхних членений помещалось краткое название книги, позднее начали вводить и имя автора. Членения заполнялись одним крупным штампом или несколькими мелкими. Довольно часто для титула использовалась наклейка из кожи другого цвета.

К середине XVIII века в России появляются уже и первые полукожаные (составные) переплеты, крышки которых выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»), а корешок и углы крышек обтягивались кожей.

Во второй половине XVIII века — в связи с появлением в России крупных дворянских библиотек и развитием библиофильства — русское переплетное искусство стало активно развиваться по двум основным линиям: индивидуальный художественный переплет по заказу и изготовление стандартных бумажных обложек и переплетов.
Создание дворянских библиотек дало мощный импульс развитию переплётного дела в России — сложился определенный тип дорогого переплета. Он создавался из телячьей кожи, окрашенной под орех или сафьян красного цвета. Кожа украшалась слепым или золотым тиснением — рамками, в центре верхней крышки мог располагаться тисненый суперэкслибрис — герб или вензель владельца. Поле корешка, разделявшееся на несколько частей поперечными валиками-бинтами, также украшалось тиснением. Между бинтами на свободном пространстве корешка помещались контрастные наклейки из кожи, на которых указывалась информация: автор, заглавие, номер тома. Для России этого времени ещё характерен феодально-ремесленный способ изготовления книжных переплетов; каждый переплет представлял собой неповторимый образец ручного труда.
Второе направление было связано с расширением в этот период социального круга потребителей книги и постепенной демократизацией книжной культуры. В первую очередь произошел переход от «немой» (бумажной) обложки к печатной издательской, а затем появился и издательский картонаж, или переплет в папку, — цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями.

Следует отметить, что в конце XVIII — начале XIX в. в Москве и Петербурге появилось большое количество иностранных переплетчиков, открывших свои мастерские. Они захватили главенствующие позиции в переплетном деле. В начале XIX века совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. Всё чаще создавались полукожаные переплеты (составные), в конструкции которых постепенно происходил отказ от бинтового членения корешка, а его гладкая поверхность использовалась для усложнения декорирования: расчет строился на том, что всё внимание обращается на корешок стоящей в шкафу книги.
Стали появляться и новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом, в первую очередь — коленкор. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века широко применялся в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Из коленкора можно было изготовлять прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. Он с одинаковым успехом использовался как для цельных, так и для составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как для дешевой массовой книги, так и для роскошных подарочных и библиофильских изданий.

Происходило увеличение числа составных полукожаных переплетов и выдвижение на первый план издательского картонажа с сюжетной картинкой, отпечатанной литографским способом, — наиболее демократического и массового вида переплета, отвечающего духу времени.
В 1870-х годах в русском переплетном деле происходил технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Возникли первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов.

На рубеже XIX—XX веков переплетное дело приобрело современные черты, сформировались типы и виды книжных переплетов, которые применяются и в настоящее время.
Представлены виды книжных переплетов в зависимости от конструкции и используемых материалов для покрытия крышек и корешка.
Далее: