Переплеты русских книг
XVIII
XIX веков
в фонде Научной библиотеки Томского университета
История книжного переплета, появление которого обеспечило долговечность существования книге как объекту культуры, насчитывает не одно столетие.
В цельном переплете крышки и корешок изготовлены из целого листа материала (кожа, картон, ткань, коленкор). Такие переплеты считаются более прочными.
Покрытие этого вида переплета состоит из нескольких частей, выполненных, как правило, из различных материалов.
Из истории переплета
История книжного переплета, появление которого обеспечило долговечность существования книге как объекту культуры, насчитывает не одно столетие.
В книговедении переплет определяется как «прочное покрытие книги, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом художественного оформления издания. Основные элементы переплета — крышки и корешок. Крышки, защищающие фронтальные поверхности книжного блока, состоят из твердой основы (обычно дерева или картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и др.) и соединяются между собой корешком, который в зависимости от периода и техники имел различное строение и выполнялся из разнообразных материалов (ткань, кожа, бумага)».
В Древней Руси книжный переплет стал известен только с появлением рукописных книг — кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева. Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, загибающейся внутрь. Наиболее древним переплетным материалом стала имеющая ряд разновидностей телячья кожа, она широко применялась для изготовления всех типов и видов переплета в русском переплетном деле.
В зависимости от целевого назначения рукописных и печатных книг их переплеты делились на окладные (подносные) и обиходные. Окладами снабжались книги, которые использовали в богослужении, а обиходные обтягивали кожей или холстом, они имели минимум украшений. Форзаца в древнерусской книге не было — внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. На рубеже XVII—XVIII веков деревянные крышки переплета постепенно заменялись картонными.
К XVIII веку русское искусство переплета рукописной и печатной книги накопило богатый опыт. Петр I с большим вниманием относился ко всему, что касалось развития книгопечатания. При этом не обошел он и переплетное дело, где также происходили существенные изменения в технологическом процессе изготовления книжных переплетов. Переплет русской гражданской книги первой четверти XVIII века, используя традиции церковной книги, начал развивать стиль переплетов подносных книг, отвечающий духу петровских реформ. В то время распространение получили просто и строго оформленные цельнокожаные переплеты, крышки которых обтягивались темной телячьей кожей без украшений. Реже встречались крышки с узкой орнаментальной рамкой, тисненной золотом, или с украшенной брызгами краски поверхностью.
Большое внимание было уделено корешку, который бинтами делился на части; в одно из верхних членений помещалось краткое название книги, позднее начали вводить и имя автора. Членения заполнялись одним крупным штампом или несколькими мелкими. Довольно часто для титула использовалась наклейка из кожи другого цвета.

К середине XVIII века в России появляются уже и первые полукожаные (составные) переплеты, крышки которых выклеивались пестрой бумагой ручной выделки («под мрамор», «павлинье перо», «птичий глаз»), а корешок и углы крышек обтягивались кожей.

Во второй половине XVIII века — в связи с появлением в России крупных дворянских библиотек и развитием библиофильства — русское переплетное искусство стало активно развиваться по двум основным линиям: индивидуальный художественный переплет по заказу и изготовление стандартных бумажных обложек и переплетов.
Создание дворянских библиотек дало мощный импульс развитию переплётного дела в России — сложился определенный тип дорогого переплета. Он создавался из телячьей кожи, окрашенной под орех или сафьян красного цвета. Кожа украшалась слепым или золотым тиснением — рамками, в центре верхней крышки мог располагаться тисненый суперэкслибрис — герб или вензель владельца. Поле корешка, разделявшееся на несколько частей поперечными валиками-бинтами, также украшалось тиснением. Между бинтами на свободном пространстве корешка помещались контрастные наклейки из кожи, на которых указывалась информация: автор, заглавие, номер тома. Для России этого времени ещё характерен феодально-ремесленный способ изготовления книжных переплетов; каждый переплет представлял собой неповторимый образец ручного труда.
Второе направление было связано с расширением в этот период социального круга потребителей книги и постепенной демократизацией книжной культуры. В первую очередь произошел переход от «немой» (бумажной) обложки к печатной издательской, а затем появился и издательский картонаж, или переплет в папку, — цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями.

Следует отметить, что в конце XVIII — начале XIX в. в Москве и Петербурге появилось большое количество иностранных переплетчиков, открывших свои мастерские. Они захватили главенствующие позиции в переплетном деле. В начале XIX века совершенствовались уже известные типы и виды книжных переплетов, оттачивались приемы и способы их художественно-полиграфического оформления. Всё чаще создавались полукожаные переплеты (составные), в конструкции которых постепенно происходил отказ от бинтового членения корешка, а его гладкая поверхность использовалась для усложнения декорирования: расчет строился на том, что всё внимание обращается на корешок стоящей в шкафу книги.
Стали появляться и новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом, в первую очередь — коленкор. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века широко применялся в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Из коленкора можно было изготовлять прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. Он с одинаковым успехом использовался как для цельных, так и для составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как для дешевой массовой книги, так и для роскошных подарочных и библиофильских изданий.

Происходило увеличение числа составных полукожаных переплетов и выдвижение на первый план издательского картонажа с сюжетной картинкой, отпечатанной литографским способом, — наиболее демократического и массового вида переплета, отвечающего духу времени.
В 1870-х годах в русском переплетном деле происходил технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Возникли первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов.

На рубеже XIX—XX веков переплетное дело приобрело современные черты, сформировались типы и виды книжных переплетов, которые применяются и в настоящее время.
Представлены виды книжных переплетов в зависимости от конструкции и используемых материалов для покрытия крышек и корешка.
Далее:
В цельном переплете крышки и корешок изготовлены из целого листа материала (кожа, картон, ткань, коленкор). Такие переплеты считаются более прочными.